Приветствую Вас Гость
Форма входа
Сертификат

Сертификат о публикации

История - Разработки уроков


Главная » Предметы » История » Разработки уроков


Исследовательский проект «Современные подходы изучения Отечественной истории второй половины XX века» по теме «Оценка личности А.Д.Сахарова»

Исследовательский проект «Современные подходы изучения Отечественной истории второй половины XX века» по теме «Оценка личности А.Д.Сахарова».

Автор: учитель истории и обществознания Абышкина Ольга Ивановна, ГБОУ ООШ №2 г.о. Жигулевск Самарская область.

Цель:  Создать условия для формирования представлений у учащихся о личности, качествах личности и ее месте в истории.


Содержание
1. Биографические сведения и причина эволюции взглядов Сахарова
2. Анализ писем, статей Сахарова и его проекта Конституции СССР
3.Заключение
4.Список использованных источников и литературы

Обоснование выбора темы
1. Воспитание гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину
2. Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных связей)
3. Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности в истории России

Цель :Создать условия для формирования представлений у учащихся о личности, качествах личности и ее месте в истории

Задачи:
1. Умение получать социальную информацию из разнообразных источников и самостоятельно ориентироваться в ней
2. Умение применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера
3. Формирование ценностных ориентаций, идеалов и убеждений.

Методы и формы работы учащихся по выбранной проблеме:
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Обоснование форм работы по выбранной проблеме
Тип урока: проблемный урок
Обоснование: помогает понять проблему «Роль личности в истории»
-анализировать историческую ситуацию
-устанавливать причинно-следственную связь исторических
событий

Планируемые результаты:
Предметные Метапредметные УУД Личностные УУД
Учатся: понимать, что человек принадлежит обществу, Живет и развивается в нем.
Получают возможность научиться:понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт.
Познавательные: выявляют особенности и признаки предметов; приводят примеры в качестве доказательств выдвигаемых положений.
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу.
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к прцессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности

1. Биографические сведения и причина эволюции взглядов Сахарова
А.Д. Сахаров “За безъядерный мир, за выживание человечества”
Отношение Сахарова к ядерной энергетике.“Отец водородной бомбы”.

22 июля 1968 года “Нью-Йорк Таймс” опубликовала перевод Сахаровских “Размышлений о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе” - три полные газетные страницы. В тот день советский физик, неизвестный на Западе, стал мировой знаменитостью.
С тех пор он уже никогда не видел своего секретного института, а через несколько лет физик-теоретик, сделавший для военной мощи СССР больше чем кто-либо из его коллег, превратился чуть ли не вглавного противника советского режима и защитника прав человека.
Общественная эволюция Сахарова происходила не просто в ходе его размышлений. Работая вблизи вершины военно-научной пирамиды, он брал на себя профессиональную и личную ответственность за последствия своей работы. В 1958 году он взял на себя ответственность за прекращения ядерных испытаний в атмосфере. Он подсчитал, что даже в самом безопасном - “чистом” - варианте каждая мегатонна взрыва обрекает на гибель вполне определенное число жертв - 6600 человек. Его нисколько не утешало, что жертвы эти принципиально анонимны, и что само жертвоприношение растянется на несколько тысяч лет (пока не распадется образованный при взрыве радиоактивный углерод).
То была профессиональная проблема, однако его коллегам по обе стороны мировой баррикады оказались непостижимы “моральные и политические выводы из цифр”, которые он сделал. В той эпопее были у него и поражения, была и победа, которой он гордился, - договор 1963 года о прекращении надземных испытаний.
Понадобились годы жизненного опыта, чтобы убедиться, сколько в советских светлых идеалах содержалось спекуляции и обмана. Тогда он стал думать, что все правительства одно другого стоят и всем народам угрожают общие опасности. И, наконец, уже противостоя советскому режиму, пришел к выводу, что сходство здесь не больше, чем между раковой и нормальной клеткой, а лекарство от социального рака нашел в защите прав человека.
В “Воспоминаниях” Сахаров рассказывает о том, что предшествовало главному повороту в его общественной биографии, когда он столь вызывающе нарушил “правила хорошего тона” в 1968 году.
[А.Д.Сахаров Фрагменты биографии-М.: Панорама,1994,стр. 27]
Там он пишет о своих профессиональных заботах того времени, когда по долгу службы он участвовал в обсуждениях тогдашней военно-стратегической ситуации: “. . .того, что пришлось узнать, было более чем достаточно, чтобы с особенной остротой почувствовать весь ужас и реальность большой термоядерной войны, общечеловеческое безумие и опасность, угрожающую всем нам на нашей планете. На страницах отчетов, на совещаниях по проблемам исследования операций, в том числе операций стратегического термоядерного удара по предполагаемому противнику, на схемах и картах немыслимое и чудовищное становилось предметом детального рассмотрения и расчетов, становилось бытом – пока еще воображаемым, но уже рассматриваемым как нечто возможное. Я не мог не думать об этом.”[А.Д.Сахаров Фрагменты биографии.-М.:Панорама,1994,стр4]
Новым, горячим элементом тех обсуждений стал вопрос противоракетной обороны (ПРО) - ракетных систем, предназначенных уничтожать атакующие баллистические ракеты противника. Несмотря на “оборонительное” звучание ПРО, Сахаров пришел к выводу, что создание такой обороны чрезвычайно опасно. Новая гонка оборонительно-наступательных вооружений подорвала бы действенность прежнего стража мира - Взаимное Гарантированное Уничтожение. Хоть этот страж и выглядит довольно безумно, но лучше такой, чем никакой.
21 июля 1967г. Сахаровым было написано письмо в ЦК. Это большое послание. Оно включает в себя 9-страничное письмо с грифом “Секретно” и 10-страничную рукопись статьи, подготовленной “совместно с известным публицистом Э.Генри” для опубликования в “Литературной газете”. [А.Д.Сахаров Тревога и надежда.-М.:Интер Версо,1990,стр.10]
Тема письма - мораторий ПРО, предложенный незадолго до того американским президентом Линдоном Джонсоном и министр обороны Робертом Макнамарой. Речь шла о двустороннем отказе США и СССР от создания противоракетной обороны против массированного нападения (при сохранении работ по защите от единичных ракет, запущенных провокатором или в результате от случайного пуска).
В 1968 году он выступил со статьей "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе". В этой статье был обсужден ряд очень важных проблем, стоящих перед советским обществом, и предложены пути их решения. Нет возможности в краткой биографии изложить хотя бы бегло эту богатую мыслями работу. Отметим только то, что кажется нам наиболее важным. А. Д. Сахаров подчеркивал, что решение всех проблем, стоящих перед нашей страной, будет достигнуто намного легче и намного скорее, если все проблемы будут обсуждаться открыто и демократическим путем, и каждый гражданин будет иметь право участия в обсуждении любого вопроса, и высказанное им мнение будет обсуждаться по существу и без опасения, что какое либо высказывание будет использовано как повод для политического или уголовного осуждения.
[ А.Д.Сахаров Фрагменты биографии.-М.:Панорама,1994,стр20]
Таким же демократическим путем должны приниматься и решения по всем обсуждаемым вопросам. Таким образом, демократизация советского общества, уважение к каждому гражданину и соблюдение всех гражданских прав есть условие успешного развития общества не только в общественно-политическом, но и в первую очередь в социально- экономическом отношении. А. Д. Сахаров считал очень важным довести до конца критику сталинизма, поскольку без его осуждения и отказа от сталинских методов невозможно развитие демократии.
В области международных отношений А. Д. Сахаров исходил из того, что ядерная война, если она возникнет, приведет к гибели всего человечества, и поэтому нельзя допустить военного столкновения между противостоящими великими державами- обладателями ядерного оружия. В силу этого следует переходить от противостояния к совместному решению всех международных конфликтов в обстановке сотрудничества, не гонясь за односторонним преимуществом и рассматривая каждое соглашение как общий успех. Наладить сотрудничество между великими державами тем более необходимо, что перед человечеством стоит ряд проблем, которые ни социалистические страны в отдельности, ни капиталистические страны в отдельности не смогут решить. Это, как было указано А. Д. Сахаровым,- проблемы мирового голода, сердечных заболеваний, загрязнения окружающей среды и ряд других. Для решения этих проблем требуется сотрудничество всех развитых стран, и А. Д. Сахаров в своей работе наметил программу такого сотрудничества. Наконец, в своей статье "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе" А. Д. Сахаров отметил, что по мере углубления сотрудничества всех стран социалистическая и капиталистическая системы будут заимствовать одна у другой некоторые характерные черты (например, капиталистическая система будет вводить элементы государственного регулирования производства, а социалистическая система будет вводить элементы рыночной экономики), и таким образом произойдет сближение (конвергенция) двух систем. [А.Д.Сахаров Фрагменты биографии.-М.:Панорама,1994,стр5]
Эта работа А. Д. Сахарова вызвала большой интерес и положительное отношение во всем мире. За рубежом она была издана на многих языках общим тиражом около 20 миллионов экземпляров. В нашей стране появление этой работы совпало с началом периода застоя. Статья не была издана, взгляды А. Д. Сахарова замалчивались, но статья ходила по рукам в списках, многие ее читали, и она сыграла большую роль в развитии общественной жизни в нашей стране.
Лидер правозащитнического движения.
В ноябре 1970 года был создан Комитет прав человека, одним из основателей которого явился А. Д. Сахаров. Провозгласив ранее общий принцип, согласно которому соблюдение прав человека является необходимым условием не только здорового развития нашей страны, но и необходимым условием мира, А. Д. Сахаров не оставлял без внимания ни одного случая нарушения прав человека. Он неоднократно выступал в защиту политзаключенных, против использования психиатрии в репрессивных целях, за право выбора страны проживания и места жительства в этой стране, в защиту репрессированных народов (в частности, за право крымских татар вернуться на свою родину).
[А.Д.Сахаров.Мир,прогресс,правачеловека,1990,стр.121]
Каждое такое выступление требовало немалого гражданского мужества. Одновременно А. Д. Сахаров продолжал развивать свою идею общества, основанного на уважении к правам человека и на соблюдении этих прав. Его предложения по осуществлению идей демократического и правового государства во многом совпали с направлением сегодняшней перестройки в нашей стране, которая осуществляется медленно, подчас непоследовательно, с отступлениями, но все же осуществляется.[А.Д.Сахаров Фрагменты биографии.-М.:Панорама,1994,стр8]
Все свои предложения по вопросам общественного устройства А. Д. Сахаров, как правило, направлял руководителям партии и государства (в те годы- Л. И. Брежневу, Н. В. Подгорному и А. Н. Косыгину). Ответов он не получал. Несмотря на замалчивание общественной деятельности А. Д. Сахарова, имя его получало все более широкую известность в нашей стране. На его адрес в Комитет прав человека и в ФИАН приходило много писем от людей, которые нуждались в правовой помощи.
После 1985 года, когда на общественное сознание обрушилась лавина страшной правды о коммунистическом терроре, возникло широкое движение с требованием увековечить память о жертвах.
Академик Сахаров был одним из основателей и почетным председателем общества “Мемориал” до самой своей кончины.
"Мемориал", духовным лидером и организатором которого был академик Андрей Сахаров, возник как массовая организация на волне активности общества, "дорвавшегося" до правды, общества, желавшего искупить свою вину перед людьми, невинно пострадавшими от политических репрессий, и, наконец, общества, желавшего возвратить свою историческую память. В то время "Мемориал" пользовался массовой поддержкой различных групп населения: и репрессированных, и интеллигенции, и политически активной общественности "огоньковской" генерации. Основной "рабочей силой" "Мемориала" были добровольцы-энтузиасты, основным принципом планирования мероприятий - расчет на инициативу и массовую поддержку.
Неизбежность перестройки
А.Сахаров в статье «Неизбежность перестройки» проанализировал причины, которые привели СССР в конечном итоге к эпохе застоя. В первую очередь он называет отсутствие плюрализма в структурах власти, в экономике, в идеологии. С этим связана бюрократизация всей общественно-политической жизни. Нити управления концентрируются в руках людей, обладающих властью в силу должности. Всесильная бюрократия стала основой административно-командной системы управления.
А.Сахаров убежден в абсолютной исторической необходимости перестройки. Но предупреждает: неизбежны большие трудности и препятствия экономического, психологического, организационного характера. Народ проходил на протяжении десятилетий развращающую антишколу, когда многие не работали, а только создавали видимость работы, приучавшую к лжи, лицемерию и приспособленчеству. Если внутренних нравственных сил окажется мало, то наш путь будет медленным, противоречивым, с отступлениями и падениями. Необходимо создать экономические и юридические условия, при которых выгодна инициатива, четкое реагирование на конъюнктуру рынка, выгоден технический прогресс, выгодна хорошая личная работа.

Выступление на Первом съезде народных депутатов.
В октябре 1988 года он был избран членом Президиума Академии Наук СССР. В ноябре ему впервые разрешили выехать за границу.
В эти годы Сахаров много писал, давал бесчисленные интервью, участвовал в работе научных и политических форумов, встречался с видными учеными, общественными деятелями, главами государств - Маргарет Тэтчер, Франсуа Миттераном, Рональдом Рэйганом, Михаилом Горбачевым. Его главной заботой стало обеспечение скорейшего хода и необратимости реформ в Советском Союзе.
Сахаров принимал активное участие в попытках решения обострившихся в период "перестройки" национальных конфликтов. Он продолжал защищать права крымских татар. Во время кризиса в Нагорном Карабахе и землетрясения в Армении он совершил поездку в Азербайджан, Армению и Нагорный Карабах. После жестокого разгона демонстрации в Тбилиси 8 апреля 1989 года Сахаров ездил в Грузию и помог организовать международную медицинскую помощь пострадавшим.
В апреле 1989 года Сахаров был избран народным депутатом СССР от Академии Наук. Этому предшествовала драматичная и напряженная выборная кампания. На Съезде народных депутатов в острой дискуссии были подняты все насущные проблемы, вызванные четырехлетними попытками реформ. По большинству из них Сахаров высказывал свое мнение. Самым ярким из его выступлений было провозглашение "Декрета о власти", отменявшего 6 статью Конституции СССР о руководящей роли Коммунистической партии.
Уже на первом заседании Андрей Дмитриевич предложил принять декрет, в котором оценить происходящие в стране процессы и определить перспективы исторического развития. Как знать, может быть, именно этот документ позволил бы сохранить великуюдержаву. Увы, депутаты спешили с решением вопросов и отмахнулись от пророка.
Но, Сахаров стал одним из главных действующих лиц на этом первом в СССР свободном законодательном форуме, и многое сделал, чтобы направить его работу по конструктивному руслу. Он был введен в созданную Съездом Конституционную комиссию. В последние дни Съезда он присоединился к объединению депутатов демократического крыла - Межрегиональной депутатской группе, которая стала прообразом будущих парламентских фракций.
27 ноября 1989 года, на первом заседании Конституционной комиссии Сахаров передал председателю Комиссии Горбачеву свой проект Конституции. Его проект был единственным. Он назывался "Проект Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии".
Проект Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии.
Став в 1989 году членом Конституционного комитета, А. Сахаров задумал написать свой проект Конституции.
Его последняя работа Проект "Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии" (14.12.89 г.) содержит 46 статей, семь из них посвящены правам человека. В Проекте прослеживается Сахаровская концепция нераздельной связи между правами человека и миром на земле, между выживанием человечества и открытостью каждого общества… Теперь это называют "новым мышлением".
В Проекте Конституции в статье 8 Сахаров предложил норму: "В мирное время запрещена смертная казнь".
[Сахаров А.Д. Проект Конституции Союза советских республик Европы и Азии. // Звезда. 1990. №3.]

Проект Сахарова противостоял действующей тогда конституции, в которой полностью отсутствовала сама идея защиты прав человека. Поэтому Сахаров предлагал специально закрепить в конституции такие положения как:
• свободу эмиграции, свободу передвижения (ст.6);
• запрещение медицинских и психологических опытов над людьми без их согласия (ст.6);
• соблюдение принципа презумпции невиновности (ст.9);
• запрещение дискриминации по национальным, религиозным и политическим убеждениям.
Существенным было и его предложение о том, чтобы Всеобщая Декларация прав человека ООН и Пакты о правах человека, а также другие международные соглашения имели на территории Союза прямое действие и приоритет перед законами Союза и республик (ст.5).

Нравственный пример.
А.Д.Сахаров стоял у истоков нового мышления и был предтечей начавшейся перестройки в нашей стране и мире. Одним из первых он провозгласил основные принципы новой вселенской нравственности и веры, опирающиеся не только на "вечные" моральные истины, но также учитывающие новейшие достижения науки и техники, глобальные проблемы, возникшие вместе с ускоряющимся развитием нашей цивилизации.
Его вера и оптимизм были основаны на глубоком творческом понимании современных достижений науки о человеке и вселенной в целом. В 1975 г. он закончил Нобелевскую лекцию словами: "Тысячелетия назад человеческие племена проходили суровый отбор на выживаемость, и в этой борьбе было важно не только умение владеть дубинкой, но и способность к разуму, к сохранению традиций, способность к альтруистической взаимопомощи членов племени. Сегодня все человечество в целом держит подобный же экзамен. В бесконечном пространстве должны существовать многие цивилизации, в том числе более разумные, более "удачные", чем наша. Я защищаю также космологическую гипотезу, согласно которой космологическое развитие Вселенной повторяется в основных чертах бесконечное число раз. При этом другие цивилизации, в том числе более "удачные", должны существовать бесконечное число раз на "предыдущих" и "последующих" к нашему миру листах книги Вселенной. Но все это не должно умалить нашего священного стремления именно в этом мире, где мы, как вспышка во мраке, возникли на одно мгновение из черного небытия бессознательного существования материи, осуществить требования разума и создать жизнь, достойную нас самих и смутно угадываемой цели".
[ А.Д.СахаровФрагменты биографии.-М.:Панорама,1994,стр12]
Влияние А.Д.Сахарова на ход перестройки в стране и в мире еще требует глубокого и всестороннего анализа. Ясно, однако, что оно огромно и не поддается простой количественной оценке. Оно сместило внутри каждого из нас границу между добром и злом в сторону добра у большинства здравомыслящих людей; оно, конечно, ожесточило убежденных противников перестройки: трудно расставаться с властью, с привилегиями, с предрассудками. Но все человечество стало несомненно добрее под влиянием этой личности. Это вселяет надежду, что дополнительный запас доброты, который он передал человечеству через каждого из нас, и веры в необратимость перестройки в стране и в мире, хоть в малой степени смогут компенсировать невосполнимость потери этого Человека
2. Анализ писем, статей Сахарова и его проекта Конституции СССР

Вхождение Сахарова-физика в правозащитную деятельность было ознаменовано очень известной его работой - «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» (1968г.). Начиная с мая-июня 1968 года «Размышления» широко распространялись в СССР. Это его первая работа, ставшая достоянием «самиздата». В ней он отразить свои мысли о самых важных вопросах, стоящих перед человечеством, - о войне и мире, о диктатуре, о запретной теме сталинского террора и свободе мысли, о демографических проблемах и загрязнении среды обитания, о той роли, которую может сыграть наука и научно-технический прогресс. Сам Сахаров оценил это произведение несовершенное («сырое») по форме. Тем не менее в работе четко сформулирован тезис о сближении социалистической и капиталистической систем, сопровождающемся демократизацией, демилитаризацией, социальным и научно-техническим прогрессом как единственной альтернативе гибели человечества. В «Размышлениях» Сахаров доказывает, что «разобщенность человечества угрожает ему гибелью. Цивилизации грозит: всеобщая термоядерная война; катастрофический голод для большей части человечества; оглупление в дурмане «массовой культуры» и в тисках бюрократизированного догматизма; распространение массовых мифов, бросающих целые народы и континенты во власть жестоких и коварных демагогов; гибель и вырождение от непредвидимых результатов быстрых изменений условий существования на планете».
[А.ДСахаров. Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе.// Сахаров А.Д. Мир, прогресс, права человека: Статьи и выступления. Л. 1990.]
Сахаров делает свое первое серьезное предложение в этой области: «всемирное сотрудничество в условиях интеллектуальной свободы, высоких нравственных идеалов социализма и труда, с устранением факторов догматизма и давления скрытых интересов господствующих классов отвечает интересам сохранения цивилизации». Интеллектуальная свобода в его понимании - это свобода получения и распространения информации, свобода непредвзятого и бесстрашного обсуждения, свобода от давления авторитета и предрассудков. Данная работа - это первая попытка анализа происходящего в СССР, однаконесмотря на своё «несовершенство», произведение показывает, что Сахаров встал на путь общественно-политической деятельности. В своих дальнейших работах он будет совершенствовать эти мысли и выводы.
19 марта 1970 года Сахаров, а также физик В.Ф. Турчин и историк Р.А. Медведев составили и направили в ЦК КПСС Л.И. Брежневу, в Совет Министров СССР А.Н. Косыгину и в Президиум Верховного Совета СССР Н.В. Подгорному письмо, посвященное вопросам демократии и демократизации. B нем заявляется, что в «настоящее время настоятельной необходимостью является проведение ряда мероприятий, направленных на дальнейшую демократизацию общественной жизни в стране. Эта необходимость вытекает, в частности, из тесной связи проблемы технико-экономического прогресса, научных методов управления с вопросами свободы информации, гласности и соревновательности».
[А.Д. Сахаров, В.ФТурчин, Р.А. Медведев Письмо руководителям партии и правительства]
В письме также приводится примерная программа мероприятий по демократизации СССР. В ней 15 пунктов, среди них: заявление высших партийно-правительственных органов о необходимости дальнейшей демократизации, о темпах и методах ее проведения; широкая организация фирм с высокой степенью самостоятельности; прекращение глушения иностранных радиопередач, свободная продажа иностранных книг; учреждение института по исследованию общественного мнения; амнистия политических заключенных; отмена указания в паспортах и анкетах о национальности, единая паспортная система для жителей города и деревни, постепенный отказ от системы прописки паспортов, проводимый параллельно с выравниванием территориальных неоднородностей экономического и культурного развития; реформы образования; принятие закона о печати и информации; увеличение гласности; восстановление прав всех наций, насильственно переселенных при Сталине и т.д. Ими предложен довольно примерный план, главная цель данного предложения - доказать, что вполне возможно наметить программу демократизации, которая приемлема для партии и государства и удовлетворяет, в первом приближении, насущным потребностям развития страны. Они старались доказать «теорему существования решения». Из данного письма видно, что уже в 1970 Сахаров видел единственный путь выхода страны из кризиса в последовательной демократизации общества.
С момента выхода «Размышлений» Сахаров пересмотрел некоторые свои взгляды, но основа их осталась та же самая. В понимании этого очень важна его Памятная записка Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу, которая была направлена адресату 5 марта 1971 года. Она осталась без ответа. Однако в ней по пунктам были изложены все неотложные вопросы страны, а также даны предложения по решению проблем. Особое место он уделяет прекращению политических преследований как в судебных и психиатрических формах, так и в любых других (увольнение с работы, исключение из ВУЗов, отказ в прописке и т.д.). Он по-прежнему придает решающее значение демократизации общества, развитию гласности, свободы информационного обмена и убеждений. Не остаются в стороне и национальные проблемы, Сахаров предлагает «принять решения и законы о полном восстановлении прав выселенных при Сталине народов», а также «принять законы, обеспечивающие простое и беспрепятственное осуществление гражданами их права на выезд за пределы страны и на свободное возвращение».
[А.ДСахаров. Памятная записка.//А.ДСахаров. Мир, прогресс, права человека: Статьи и выступления. Л. 1990.]
И, наконец, он говорит о международных проблемах, в свете которых он предлагает отказаться от оружия массового уничтожения, выработать новую позицию по проблеме Западного Берлина, а также изменить свою политику на Ближнем Востоке и во Вьетнаме.
Во второй части своей записки Сахаров обращается с конкретными предложениями по решению проблем страны. Здесь Сахаров выступает как ярый правозащитник: законность, порядок, гласность, отсутствие привилегий, но, прежде всего защита прав человека поставлена им выше других целей. Вновь он касается вопросов внешней политики, где предлагает «стремиться к невмешательству во внутренние дела других социалистических стран и к экономической взаимопомощи», «выступить с инициативой создания нового международного консультативного органа - «Международного совета экспертов по вопросам мира, разоружения, экономической помощи нуждающимся странам, по защите прав человека, по охране природной среды».[А.Д Сахаров. Памятная записка.//А.Д Сахаров. Мир, прогресс, права человека: Статьи и выступления. Л. 1990.]
Не осталась без внимания и экономическая отрасль, здесь автор предлагает увеличить хозяйственную самостоятельность всех производственных единиц, принять решения по расширению гласности в работе госучреждений всех ступеней. В социальной области А.Д.Сахаров останавливается на необходимости отмены смертной казни, улучшения качества образования и медицинского обслуживания, повышения оплаты и самостоятельности преподавателей, учителей и медработников всех уровней. Эта записка является своего рода программой выхода из кризиса, на неё не ответили. Однако она очень важна для понимания глубины взглядов Сахарова, его мировоззрения.
Полностью концепция Сахарова была сформулирована в 1975 г. в его сравнительно малоизвестной статье «О советском обществе», опубликованной лишь через 15 лет после того, как она была написана. В ней он описывает реальную жизнь в стране, где за внешним спокойствием прячется море проблем: «в стране необыкновенно много несчастных, обойденных судьбой людей: одиноких стариков с ничтожными пенсиями, людей, не устроенных в жизни, не имеющих работы или возможности учиться, или приличного, даже по нашим нищенским нормам, жилья; хронических больных, которые не могут попасть в больницу; бесчисленное множество спившихся, опустившихся людей; полтора миллиона заключенных, жертв слепой и часто несправедливой, продажной и зависимой от властей и местной «мафии» судебной машины, которые навсегда выкинуты из нормальной жизни; просто неудачников, не сумевших вовремя сунуть кому надо взятку. Всем им практически невозможно помочь, да и мало кто пытается это делать в общей обстановке трудной, изнуряющей борьбы за пропитание большинства населения, сытой самодовольной замкнутости меньшинства, показной и малоэффективной социальной структуры. Отчаявшиеся люди осаждают высокие приемные, откуда многих из них, особенно надоедливых, прямым ходом увозят в психиатрические больницы...» [А.Д. Сахаров Воспоминания.т.1-2. М. 1996.]
Далее А.Д. Сахаров развенчивает миф о исключительности советской политико-экономической системы, которая, с точки зрения официальных постулатов пропаганды является прообразом для всех остальных стран. Несоответствие этого тезиса реальности является источником закрытости советского общества, которая в свою очередь создает условия для множества негативных явлений внутренней и внешней жизни. «Современное советское общество, как я думаю, наиболее кратко следует охарактеризовать как «общество государственного капитализма», то есть строя, отличающегося от современного капитализма западного типа полной национализацией, полной партийно-правительственной монополией в области экономики - а тем самым и в области культуры, идеологии, и в других основных областях жизни».
[А.Д. Сахаров Воспоминания.т.1-2. М. 1996.]
А полная государственная монополия неизбежно оборачивается несвободой, вынужденным конформизмом, ведь каждый полностью зависит от государства. В критические периоды несвобода рождает террор, в более спокойные - власть бездарной бюрократии, серость и апатию.
Характеристика общественных отношений, данная Сахаровым в этой статье, как и в ряде иных выступлений этого периода, находилась в вопиющем противоречии с официальной политической доктриной развитого социализма. Разумеется, позиция Сахарова не только не обсуждалась, не допускалось включение ее в оборот общественного мнения. Она была изъята из обращения с помощью средств идейного контроля и блокирования информации.
19 сентября 1977 года Сахаров направил письмо в Организационный комитет симпозиума по проблеме смертной казни. В нем он подробно описывает, почему он против смертной казни. Для него это «жестокий и безнравственный институт, подрывающий нравственные и правовые устои общества». Государство, которое присваивает себе право на самое страшное и абсолютно необратимое действо: лишение жизни, не может рассчитывать на улучшение нравственной атмосферы в стране. Он отрицает сколько-нибудь существенное устрашающее действие смертной казни на потенциальных преступников, а уверен в обратном - «жестокость порождает жестокость».
[А.Д. Сахаров Письмо в Организационный комитет симпозиума по проблеме смертной казни.//А.Д. Сахаров Тревога и надежда. М. 1990.]
В письме он проявил себя как истинный гуманист, он допускает изменение личности преступника, даёт ему шанс вернуться к нормальной жизни после заключения.
Не менее важную роль для понимания взглядов Сахарова имеет другая его статья - «Движение за права человека в СССР и Восточной Европе - цели, значение, трудности», написанная в 1978 году. В ней он ещё раз подчеркивает, что «коммунистическая идеология, с её обещанием общемирового общества социальной гармонии, труда, материального процветания и свободы в будущем, на деле в государствах, называющих себя социалистическими, трансформировалась в идеологию партийно-бюракратического тоталитаризма». Ему же наиболее разумной представляется общественно-политическая идеология, выдвигающая на первое место права человека. Сахаров убежден в необходимости гражданских и политических прав: «Право на свободу убеждений и распространение информации, право на свободный выбор страны проживания и места проживания внутри страны, свобода вероисповедания, право на забастовки, право образования ассоциаций, отсутствие принудительного труда - являются гарантией свободы личности, осуществления социальных и экономических прав человека, международного доверия и безопасности». Сахаров по пунктам доказывает в этой статье, что эти гражданские и политические права наиболее сильно нарушаются в СССР. Итак, А.Д. Сахаров в данной статье показал, что его идеология - это защита прав человека, это борьба против страданий людей.
[А.Д. Сахаров Движение за права человека в СССР и Восточной Европе - цели, значение, трудности.//Звезда. 1990.№3.]
Из Горького он в 1980 году пишет свое Открытое письмо Президиуму Верховного Совета СССР, Председателю Президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежневу. В нем он поднимает тему войны в Афганистане, которая к тому моменту продолжалась уже 7 месяцев. Погибли и искалечены тысячи советских людей и десятки тысяч афганцев - не только партизан, но главным образом мирных жителей - стариков, женщин, детей, крестьян и горожан. Более миллиона афганцев стали беженцами. Но главная причина, по которой Сахаров просит о завершении всех военных операций в Афганистане - это то, что «внутри СССР усиливается разорительная сверхмилитаризация страны, не осуществляются жизненно важные реформы в хозяйственно-экономических и социальных областях, усиливается опасная роль репрессивных органов, которые могут выйти из-под контроля». Сахаров предлагает, чтобы нейтралитет, мир и независимость Афганистана гарантировалась Советом Безопасности ООН. Также в этом письме он обращается с просьбой освободить «узников совести, осужденных и арестованных за убеждения и ненасильственные действия».
[Сахаров А.Д. Открытое письмо Президиуму Верховного Совета СССР, Председателю Президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежневу.// Звезда. 1990. №3.]
Вновь и вновь Сахаров выступает, как ярый защитник прав человека.
В 1989 году А.Д. Сахаров избирается народным депутатом СССР и становится одним из самых активных депутатов перестроечного периода. Он - приверженец либеральных ценностей, инициатор демократической волны.
Сахарову предложили войти в состав Верховного Совета, и к удивлению всех, он отказался, скромно заявив: “Я не родился для общественной деятельности”. Потому что он всегда острее других чувствовал свою ответственность перед людьми и обществом, - как ученый-атомщик, просто как человек. К тому же ему чуждо было подчинение, для него важнее была свобода и независимость.
Сахарова-депутата волнуют и серьезно беспокоят события в Грузии, произошедшие 9 апреля 1989 года. Он активно выступает за отмену действий антидемократических законов о митингах и демонстрациях, за отмену шестой статьи Конституции (призывает ко всеобщей политической забастовке 11 декабря с требованием отмены этой статьи) и принятие важного в то время документа “Декрет о власти”. [Сахаров А.Д. Декрет о власти.// Звезда. 1990. №3.]
Он участвует в выработке текста резолюции Межрегиональной группы депутатов “О национально-конституционной реформе” и завершает свою работу над проектом Конституции Союза советских республик Европы и Азии, выступает с осуждением войны в Афганистане, против кровавой расправы в Китае над мирными демонстрантами в Пекине на площади Тяньаньмэнь 4 июня 1989 г.
Обратимся теперь к одной из его самых главных разработок в общественно-политической жизни - проекту Конституции Союза советских республик Европы и Азии. Она состоит из 45 пунктов и охватывает все стороны жизни общества. Конституцию Сахарова можно условно разделить на несколько частей. В первой (1-15 пункты) раскрываются основные права граждан, цели Союза. Цель народа Союза Советских республик Европы и Азии и его органов власти ученый определил как счастливую, полную смысла жизнь, материальную и духовную свободу, благосостояние, мир и безопасность для всех людей на Земле, независимо от их расы, национальности, пола, возраста и социального положения. Долгосрочная же перспектива - это сближение социалистической и капиталистической систем как единственное решение глобальных и внутренних проблем. По конституции все люди имеют право на жизнь, свободу и счастье, а гарантированные гражданские права - это свободу убеждений, свободу слова и информационного обмена, свободу религии, свободу ассоциаций, митингов и демонстраций, свободу эмиграции и возвращения в свою страну, свободу поездок за рубеж, свободу передвижения, выбора места проживания, работы и учебы в пределах страны, неприкосновенность жилища, свободу от произвольного ареста и не обоснованной медицинской необходимостью психиатрической госпитализации (п.6). Признана недопустимость смертной казни в мирное время, применение ядерного оружия и устанавливается принцип презумпции невиновности.
Вторая часть Конституции посвящена республикам, состоящим в Союзе и их правам. Основополагающим и приоритетным правом каждой нации и республики является право на самоопределение. Республика имеет право выхода из Союза. Входящие же в Союз республики принимают Конституцию Союза в качестве Основного закона, действующего на территории республики, наряду с Конституциями республик. Республика может иметь республиканскую денежную систему наряду с союзной денежной системой, обладает полной экономической самостоятельностью. Республика имеет собственную, независимую от Центрального правительства систему правоохранительных органов. На территории республики государственным является язык национальности, указанной в наименовании республики. Если в наименовании республики указаны две или более национальности, то в республике действуют два или более государственных языка. Во всех республиках Союза официальным языкам межреспубликанских отношений является русский язык.
Третья часть Конституции посвящена организации центральной власти Союза. Центральное правительство Союза включает: Съезд народных депутатов Союза; Совет Министров Союза; Верховный Суд Союза. Глава Центрального правительства Союза - Президент Союза Советских Республик Европы и Азии. По Конституции Съезд народных депутатов Союза представляет собой законодательную власть и имеет две палаты: Палата Республик (избирается по территориальному принципу по одному депутату от избирательного территориального округа с приблизительно равным числом избирателей) и Палата Национальностей (избирается по национальному признаку по одному депутату от 600 тысяч избирателей данной национальности и дополнительно еще два депутата данной национальности). Выборы в обе палаты - всеобщие и прямые на альтернативной основе - сроком на пять лет. Съезд обсуждает бюджет Союза и поправки к нему, утверждает высших должностных лиц Союза, назначает Комиссии для выполнения одноразовых поручений, назначает постоянные Комитеты для разработки перспективных планов развития страны, для разработки бюджета, для постоянного контроля над работой органов исполнительной власти, контролирует работу Центрального банка. Только с санкции Съезда возможны несбалансированные эмиссии и изъятие из обращения союзных и республиканских денежных знаков.
Совет Министров Союза включает Министерство иностранных дел, Министерство обороны, Министерство оборонной промышленности, Министерство финансов, Министерство транспорта союзного значения, Министерство связи союзного значения, а также другие министерства для исполнения функций, переданных Центральному правительству отдельными республиками в соответствии со Специальными протоколами к Союзному договору.
Верховный Суд Союза имеет четыре палаты: палата по уголовным делам; палата по гражданским делам; палата арбитража; Конституционный суд.
Президент Союза Советских Республик Европы и Азии избирается сроком на пять лет в ходе прямых всеобщих выборов на альтернативной основе. Президент представляет Союз в международных переговорах и церемониях, является Главнокомандующим Вооруженными Силами Союза, предлагает на утверждение Съезда кандидатуры Председателя Совета Министров Союза и министров иностранных дел и обороны, обладает правом законодательной инициативы в отношении союзных законов и правом вето в отношении любых законов и решений Съезда народных депутатов, принятых менее чем 2/3 от списочного состава депутатов.
Также в Конституции есть главы, касающиеся экономической системы Союза. Предполагается, что экономическая структура Союза основана на плюралистическом сочетании государственной (республиканской и союзной), кооперативной акционерной и частной (личной) собственности. А основой экономического регулирования в Союзе являются принципы рынка и конкуренции.
[А.ДСахаров.Проект Конституции Союза советских республик Европы и Азии. // Звезда. 1990. №3.]
Таков проект Конституции Сахарова. В нем постарался отразить все свои главные позиции как защитника прав человека, как борца за счастье людей.
Сахаров продолжил свои разработки и выдвижения реалистических мер для духовного оздоровления и подъема в стране, которые в будущем в виде предложений войдут в программу горбачевской перестройки. Это в первую очередь касалось вопросов о гласности, открытости общества, выезда за границу и возвращения, соблюдения прав и свобод человека.

3.Заключение.
Сахаров первый понял, или во всяком случае первый во весь голос сказал, что в наш век термоядерного оружия это противостояние грозит внезапным уничтожением всего живого на Земле и указал выход.
Борьба за права человека, которую он развил, это не филантропическое занятие досужих интеллигентов, а борьба за превращение нашей страны из диктатуры в демократическое открытое общество, борьба за международное доверие, преодоление конфронтации, за путь к разоружению.
Насилию он противопоставил добро в жизни общества.
Он - гигант-естествоиспытатель и мыслитель, познавший явления природы, ведущие к управляемому ядерному синтезу и к рукотворному термоядерному взрыву неограниченно большой мощности, развивший глубинное понимание законов космологии, происхождения и развития Вселенной - так же глубоко постиг и закономерности жизни общества, указав пути преодоления катаклизма всеобщей гибели, все еще угрожающей человечеству из-за преступных действий и речей реакционной части КПСС и номенклатуры, которых мы являемся свидетелями.
Так же как поступал Андрей Дмитриевич в своих теоретических разработках по прикладной физике, заканчивая их не красивым интегралом, а формулой, готовой для применения, так и в своей общественной деятельности он не бросал лозунги и призывы, а сам сел за написание проекта "Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии", стараясь дать нам в руки отточенный инструмент для исправления жизни нашей страны.
Не оборвись его жизнь так внезапно, он сделал бы этот инструмент совершенным. Но уйдя из жизни он оставил нам программу :
1. Об интеллектуальной свободе
"Главными и постоянными составляющими моей позиции являются: идея, что сохранение мира неразрывно связано с открытостью общества и соблюдением прав человека, как сформулировано во Всеобщей декларации прав человека, а также убеждение, что только конвергенция социалистической и капиталистической систем может обеспечить долговечный мир и выживание человечества".
2. О сотрудничестве
"Международная безопасность и реальное разоружение невозможны без большего доверия между народами Запада и СССР и других социалистических стран. Необходимо улаживать региональные конфликты на базе компромиссов и восстановления стабильности, где бы это ни происходило. Необходимо покончить с поддержкой дестабилизирующих и экстремистских сил и всех террористических групп, а также с попытками расширить сферу влияния одной стороны за счет другой. Все страны должны сотрудничать в решении экономических, социальных и экологических проблем. Нашей стране необходима большая открытость и демократия. Нам нужны: свободный поток информации, полное и безусловное освобождение узников совести, свобода передвижения, выбор страны и места проживания, эффективный контроль народа над внутренней и внешней политикой".
3. О гонке вооружений
"Без решения политических и гуманитарных проблем прогресс в разоружении и международной безопасности будет необычайно трудным, если вообще возможным. И наоборот, демократизация и либерализация в СССР- а также экономический и социальный прогресс, с ними связанный- будет затруднен, пока не замедлится гонка вооружений".

4. Об отношениях между Западом и СССР
"Запад и весь мир заинтересованы в успехе реформ в СССР. Экономически сильный, демократический и открытый Советский Союз будет важным гарантом международной стабильности, а также хорошим партнером в совместных поисках решения глобальных проблем".
"Не следует надеяться на то, что гонка вооружений истощит материальные и интеллектуальные возможности Советского Союза, или что СССР развалится политически и экономически; весь исторический опыт говорит об обратном. Однако процесс демократизации и либерализации остановится. Научно-техническая революция приобретет выраженный военно-индустриальный характер, и следует опасаться, что во внешней политике будут преобладать экспансионистские мотивы и союз с деструктивными силами".
[Е.Г. Боннер Звенит колокол.. Год без Сахарова, 1991, стр.51] :

Если мы будем следовать этим положениям и работать, имея целью "Мир, прогресс, права человека" (так была озаглавлена его Нобелевская речь), это будет лучшей данью его памяти.

4.Список использованных источников и литературы

1. Боннер Е.Г. Звенит колокол. Год без Сахарова, 1991, стр.51
2. Сахаров А.Д. Выступление на I Съезде Народных депутатов СССР.// Звезда. 1990. №3.
3. Сахаров А.Д. Декрет о власти.// Звезда. 1990. №3.
4. Сахаров А.Д. Открытое письмо Президиуму Верховного Совета СССР, Председателю Президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежневу.// Звезда. 1990. №3.
5. Сахаров А.Д. Письмо в Организационный комитет симпозиума по проблеме смертной казни.// Сахаров А.Д. Тревога и надежда. М. 1990.
6. Сахаров А.Д. Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе.// Сахаров А.Д. Мир, прогресс, права человека: Статьи и выступления. Л. 1990.
7. Сахаров А.Д., Турчин В.Ф., Медведев Р.А. Письмо руководителям партии и правительства.
8. Сахаров А.Д. Памятная записка.//Сахаров А.Д. Мир, прогресс, права человека: Статьи и выступления. Л. 1990.
9. Сахаров А.Д. Движение за права человека в СССР и Восточной Европе - цели, значение, трудности.//Звезда. 1990.№3.
10. Сахаров А.Д. Воспоминания.т.1-2. М. 1996.
11Сахаров А.Д. Проект Конституции Союза советских республик Европы и Азии. // Звезда. 1990. №3.
12.СахаровА.Д.Фрагменты биографии.-М.:Панорама,1994,стр12





Мы будем благодарны если Вы поделитесь ссылкой


Загрузка материала будет доступна через 10 секунд ...
Категория: Разработки уроков | Добавил: abyshkina2016 | Теги: разработка урока, А.Д. Сахаров, Исследовательский проект
Просмотров: 331 | Загрузок: 8 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Другие материалы по теме
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Партнер сайта

Банк Интернет-портфолио учителей
УчМаг

Наша кнопка
Поиск по сайту

Онлайн

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0