Приветствую Вас Гость
Форма входа
Сертификат

Сертификат о публикации

Литература - Разработки уроков


Главная » Предметы » Литература » Разработки уроков


Разработка урока «Старый и новый мир в поэме А. Блока "Двенадцать"», Литература, 11 класс

Разработка урока «Старый и новый мир в поэме А. Блока "Двенадцать"», Литература, 11 класс.

Автор: Саляхова Оксана Викторовна

Один из уроков системы по поэме А.Блока "Двенадцать" в 11 классе

I. История создания поэмы
Материалы 56-й записной книжки Блока.
8 января.1928г. Весь день “Двенадцать”.
15 января. Мои “Двенадцать” не двигаются.
Мне холодно. Неужели дело в Луначарском или даже в Ленине?
Это же конец исторического процесса.
22 января. Звонил Есенин …рассказывал …Толпа кричала по адресу его, А.Белого и моему: “Изменники”. Не подают руки. Кадеты и Мережковские злятся на меня страшно. Статья искренняя, но нельзя простить.
Господа, вы никогда не знали Россию и никогда ее не любили.
Правда глаза колет.
29 января. “Сегодня я – гений! “Двенадцать” – какие бы они ни были – это лучшее, что я написал”. Потому что тогда я жил современностью.
Учитель: Прокомментируйте записи Блока в 56 книжке (поэма написана по го-рячим следам, через 2 месяца после Октябрьской революции). Осознать значение события современнику было очень сложно.
По утверждению В.Маяковского, “одни прочли в этой поэме сатиру на рево-люцию, другие – славу ей”.
II. Анализ текста поэмы
Вопрос. Какие краски или цвета мы видим в поэме?
Черный вечер…
Белый снег…
Ветер, ветер на всем божьем свете!
(черный и белый – это самые полярные цвета в природе). Между этими кон-трастными цветами, полюсами, разгулялась жизнь: стихия и хаос.
Появляется образ человека, не стоящего на ногах под ударами ветра. Образ ветра(символ) дается в традиционном для поэзии Блока значении: стихии и пере-мен.
Блок не конкретизирует образ этого человека - это ни красный, ни белый, ни революционер, ни реакционер – это человек вообще, которому негде укрыться от всепроникающего ветра революции.
Вопрос. Как бы Вы по первым строчкам определи тему поэмы? (тема отноше-ний человека и стихии. Стихия враждебна человеку - она сметает все на своем пути. Выстоит ли человек, когда дует ветер истории? Это одна из ведущих тем литерату-ры 20-го века.)
Вопрос. Какие сатирические образы показывает Блок в первой главе поэмы?
Чтение с анализом. (“Буржуй на перекрестке, писатель – Вития…” Долгополый товарищ поп, барыня в каракуле”).
Вопрос? Почему Блок сатирически изображает старый мир? Какие художе-ственные приемы использует автор в обрисовке старого мира?
(Эпитеты: длинные волосы, долгополый, ирония: “что нынче невеселый това-рищ поп?)
“Помнишь, как бывало,
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло брюхо на народ;
Просторечная лексика
Поскользнулась и – бац - растянулась
Вопрос. Только ли старый мир изображается сатирически? толкование следу-ющих строчек
И у нас было собрание …
Вот в этом здании …
…Обсудили –
Постановили:
На время – десять, на ночь двадцать пять…
И меньше - ни с кого не брать… (Это представительницы древнейшей профес-сии разрешают возникшие проблемы по примеру “строителей новой жизни”.)
Найдите эпитеты к слову «злоба» (грустная, черная, святая).
Грустная, черная – это черная силы, но почему злоба святая?
(Блок понимал революцию как своего рода наказание правящему классу за их преступное пренебрежение своим государственным и нравственным долгом по от-ношению к собственному народу. В связи с этим – это злоба восставшего раба, ко-торый борется за свои права. По Блоку, такая злоба является исторически объяс-нимой и чем–то оправданной. Но это злоба разрушительная, это противоречит гу-манизму.
III. Анализ образов революционеров
…идут двенадцать человек.
Винтовок черные ремни,
Кругом - огни, огни, огни…
В зубах – цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
(Это городская беднота, бывшие каторжники. Их внешность олицетворяет ду-ховный облик:
Свобода, свобода,
Эх, эх без креста!
(Они безбожники, слишком ясно несут на себе следы той жизни, которую они прожили, жизнь, в которой ,чтобы уцелеть ,надо было стать такими.)
Учитель: Несколько раз в поэме звучит мотив бдительности:
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
В центре поэмы вседозволенность кровавой расправы, обесценивание жизни, свобода без креста.
Вопрос: Как сюжет поэмы подчеркивает путь двенадцати красноармейцев, как путь вседозволенности, свободы без креста?
Вопрос: за что убили Катьку? В чем ее вина?
(Фактически Катька является невинной жертвой: даже если считать, что ее вина перед революцией в том, что раньше она проводила ночки с красноармейцем Пет-рухой, а теперь с буржуем Ванькой, то не слишком ли сурово за такую вину нака-зание? – убийство без суда и следствия, а потом глумление над трупом?
А Катька где? – Мертва, мертва! –
Простреленная голова!
Что Катька, рада?- ни гу-гу…
Лежи ты, падаль, на снегу!”
Вопрос: обратите внимание на нравственную оценку совершенного поступка.
(Петруха переживает потому, что
“Эту девку … любил
Ночки черные, хмельные
с этой девкой проводил”.
Но переживания Петрухи лишены нравственной основы. Его товарищи не пе-реживают вовсе: в их системе ценностей то, что они совершили, является поступком обыденным, не заслуживающим переживания.
Их “сочувствие” Петрухи весьма своеобразно: в оказании моральной поддерж-ки они пытаются обратить Петьку к великой идее революции:
“Что ты, Петька, баба что ль…
Поддержи свою осанку!
Над собой держи контроль!
Не такое нынче время,
Чтобы нянчиться с тобой!
Потяжеле будет время
Нам, товарищ дорогой!
Учитель: Переживания Петрухи и его товарищей менее всего связаны с нрав-ственностью как таковой. Причем бездуховность героев явление не ситуативное; она проявляется постоянно, эпизод с Катькой всего лишь высветил ее особенно яр-ко.
Чудовищное пренебрежение к жизни другого человека- это полное духовное обнищание, забвение самого себя как человека.
В статье “Интеллигенция и революция” разрушение, убийства Блок определил как частности революции, которые не могут снизить ее величие.
Путь “Двенадцати” - это путь к осознанию величия революции через ее частно-сти:
- Идут без имени святого
Все двенадцать – вдаль,
Ко всему готовы,
Ничего не жаль.
Наверное, наше настоящее столь неприглядно в нравственном плане потому, что начиналось оно с бездуховности, что первые шаги были сделаны двенадцатью, и такими, как они, и Блок нам эти шаги показал.
Вопрос: “Ничего не жаль?”… А себя двенадцать жалеют?
(Ни себя ,никого не жаль во имя величия революции).
Можно ли их винить в этом? Или виной этому жизнь, которая сделала их та-кими. Жизнь, в которой, чтобы уцелеть, надо было отринуть жалость, человеч-ность, милосердие, потому что в ней нет места нравственным качествам.
Целесообразно вспомнить слова Горького из сборника статей “Несвоевремен-ные мысли”.
“Наша революция дала полный простор всем дурным и зверским инстинктам, накопившимся под свинцовым крышей монархии, в то же время она отбросила в сторону от себя все интеллектуальные силы демократии, всю моральную энергию страны”.





Мы будем благодарны если Вы поделитесь ссылкой


Загрузка материала будет доступна через 10 секунд ...
Категория: Разработки уроков | Добавил: Анна4201 | Теги: 11 класс, разработка урока, литература
Просмотров: 1005 | Загрузок: 23 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Другие материалы по теме
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Партнер сайта

Банк Интернет-портфолио учителей
УчМаг

Наша кнопка
Поиск по сайту

Онлайн

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0